Полный текст статьи на сайте журнала "Популярная механика".
Автомобильные пробки – бич современных мегаполисов. И, как это ни
парадоксально звучит, современные средства навигации, которые позволяют
водителю делать более осведомленный выбор маршрута, ситуацию лишь
усугубляют. Допустим, вам надо побыстрее добраться из пункта А в пункт В.
Разумеется, вы постараетесь воспользоваться свежей информацией о самых
коротких путях, о ситуации на дорогах. Возможно, вы даже зайдете на
«Яндекс.Пробки»
или загляните за этой информацией в навороченный GPS-навигатор. Однако
это не поможет: ученые доказали, что все эти данные, наоборот,
замедляют движение. Корейско-американская группа – Хейджин Йон (Hyejin Youn), Хавунг
Еонг (Hawoong Jeong) и Макйл Гастнер (Michael Gastner) – утверждает,
что самые серьезные задержки создают как раз такие «продвинутые»
водители, непрерывно выбирающие «оптимальную» стратегию езды – и то и
дело ее меняющие. Этот эффект они назвали «издержки анархии» (The Price
of Anarchy, POA) – неизбежная цена, которую мы вынуждены платить за то,
что на дороге каждый водитель отвечает лишь сам за себя, и общая
координация и руководство отсутствуют. Высокое значение РОА говорит о том, что граждане, всеми
способами
старающиеся найти для себя наилучший маршрут, заметно снижают скорость
движения в целом. Ученые изучали трафик в трех больших городах –
Лондоне, Бостоне и Нью-Йорке – и обнаружили, что водители в них тратят,
соответственно, 24%, 30% и 28% времени в пути из-за того, что пытаются
выйти на «оптимальный» маршрут вместо того, чтобы ехать, как
все. «Распространено мнение о том, что эффективность
можно повысить,
обладая большей информацией, - сказал один из участников исследования,
- но оказывается, что чем большему числу водителей становится доступной
информация о загруженности дороги и о кратчайших маршрутах подъезда,
давая им возможность выбирать путь самостоятельно, – тем менее быстрым
оказывается движение в целом». Это – проявление известного математического парадокса Браеса.
Суть его в том, что введение в сеть (будь то компьютерная или
транспортная) дополнительных возможностей при независимом распределении
нагрузки на нее в некоторых случаях снижает ее общую
производительность. В данном случае именно то, что каждый водитель –
благодаря, скажем, информации с GPS-навигатора – имеет возможность
выбирать пути объезда, управление нагрузкой на сеть независимое, не
регулируется единым центром. А значит, и случается то, что описано в
известном парадоксе.
Итак, все, что для нужно для того, чтобы еще более усложнить и без того
непростую жизнь автомобилиста в современном городе – это большое
количество машин, разветвленная сеть дорог и… возможность независимо и
осведомленно делать выбор о своем маршруте.
Источник: http://www.popmech.ru/part/?articleid=4737&rubricid=3 |