Как-то
так получилось, что моей семье предложили попробовать автомобиль Toyota
Highlander в условиях, максимально приближенных к обычной эксплуатации.
Для этого предоставили тест-драйвный автомобиль на воскресенье
(фактически получилось на 8 часов - с 11:30 до 19:30). Отказываться от
такой возможности было бы глупо, поэтому в оговоренное время я получил
намытый автомобиль с полным комплектом документов и доверенностью на
право управления в "Тойота-Центре” "Диален”, прослушал краткий вводный
курс по органам управления автомобилем и внутренними прибамбасами (к
слову сказать, очень краткий: пользоваться круиз-контролем я потом
учился "на ходу” методом проб и ошибок; разобраться с бортовым
компьютером, чтобы зафиксировать тестовый пробег и расход топлива, я так
и не смог), после чего переложил из своего автомобиля необходимое
снаряжение (свой привычный и родной навигатор, детское кресло, ещё кое
чего по мелочи) и отправился за семьёй.
В
планах была поездка в деревню семьёй в сокращенном составе: 3 человека,
включая пятилетнего внука (полный состав 6 человек), поездка по
окрестным лесам по не самым хорошим лесным дорожкам. Целью тестирования
была оценка комфортабельности и вместимости автомобиля, удобство поездки
на дальние расстояния. Кроме того, хотелось посмотреть на поведение
автомобиля в сложных дорожных условиях типичной российской дорожной сети
(про бездорожье никто не говорит!) - всё-таки, хотя автомобиль и
выглядит внушительно и обладает постоянным полным приводом, у него нет
ничего из арсенала внедорожной техники - ни понижающей передачи, ни
каких блокировок или их электронных механизмов имитации. Т.е. это
типичный стандартный полноприводный автомобиль с тремя симметричными
свободными дифференциалами.

Регулировки сиденияПосадка
экипажа состоялась. Первые впечатления от внешнего вида - солидный,
внушающий уважение. Для несведущего человека Highlander легко спутать с
более серьёзными старшими представителями модельного ряда Toyota - Land
Cruiser Prado 150 и Land Cruiser 200. На тест был представлен автомобиль
в
максимальной комплектации "Люкс”
с "кожаным” салоном и вставками на сидениях из перфорированной кожи.
Поэтому разместились все с большим комфортом и удобством - для начала
пассажиры разместились на 2-м ряду сидений.
Второй ряд сидений
Третье место второго ряда достается из-под заднего блока управления климат-контролемПоехали!
Плавность хода и комфорт - на уровне хорошего легкового автомобиля.
Динамика - ну тут и говорить нечего, ТТХ автомобиля говорят сами за
себя. Можно ехать и неторопливо, но это требует определённых усилий со
стороны водителя: как только я выехал на Октябрьский мост, я с
удивлением обнаружил, что скорость уже больше 70 км/ч, а внутреннее
ощущение, что автомобиль "стоит”. Пришлось себя контролировать.
Дорога
до деревни по трассе около 95 км ничем примечательным не отметилась: на
хорошем новом асфальте автомобиль просто как корабль уверенно движется
вперёд и при этом как "влитой” держится заданного курса. Руль с
электроусилителем мне показался легковат, но это уже придирки. Резиновые
лежачие полицейские в Тоншалово при движении по ним на разрешенной
скорости, конечно же почувствовались, но так, просто как данность. После
того, как хороший новый асфальт закончился и появились асфальтовые
колеи, волны и неровности поведение автомобиля практически не
изменилось. Причём, на колеи автомобиль, похоже, никак не реагировал (а
может, мне просто не хватало обратной связи на руле?). Заключительный
участок - старая бетонка с не очень ровными стыками и выросшими на
дорожном полотне "буграми” тоже не принесла сюрпризов. Стоит сказать, на
самом неприятном бугре, на котором на моей машине при скорости 70 км/ч у
меня пробивает подвеску (если зазеваешься), я решил похулиганить и
пройти его без объезда на скорости 100 км/ч - мои пассажиры даже этого
не заметили и долго мне не верили, что бугор оказался "проглоченным”
подвеской автомобиля. На одном из хороших асфальтовых участков недалеко
от деревни я позволил автомобилю показать всё, на что он способен:
педаль в пол, хорошее ускорение. Скорость набирается очень быстро и
вдруг - электронная отсечка - ровно на 180 км/ч по gps, хотя запаса по
ускорению ещё вполне достаточно. Правда, одновременно с быстрым ростом
скорости, можно было наблюдать и быстрый расход топлива - закон
сохранения: "что в одном месте прибавится, в другом убудет”. А дальше -
грейдер, грунтовая дорога с грязевыми вкраплениями - никаких проблем или
неудобств. Тогда я решил выезжать из леса по незнакомой мне лесной
дорожке, по которой никогда не ездил и про которую местные жители
сказали, что "по-суху” там на "Жигулях” проехать можно, но так-как уже
давно идут дожди (а надо сказать, что практически всё воскресенье тоже
лил дождь разной степени интенсивности), то проехать можно только на
"большой машине”, и посмотрев на наше транспортное средство заверили -
"на вашей проедете”. Пробуем поехать - и сразу натыкаемся на
препятствие, которое на свой машине я бы явно не решился преодолевать: в
ложбине через дорогу разлился ручей и затопил 10-15 метров дороги.
Машина незнакомая, дорога тоже - я походил, потыкал палкой в места, куда
смог достать, посмотрел вдоль линии движения, разглядел свежие
автомобильные следы - и решился. Автомобиль не подвёл: преодолели вброд
этот ручей (по моим оценкам, глубина брода где-то 30-40 см, а какую
величину брода заявил производитель я не знаю). Далее дорога вела нас
через лужи, грязи и вывела на технологическую дорогу вдоль ЛЭП. Дорога
эта представляла собой гать из поперечных бревен, засыпанных песком и
грунтом. В некоторых местах гать уже была частично повреждена или
притоплена, но мы продолжали уверенно ехать. Пока не приехали к явно
заболоченному участку длиной метров 30, в котором гать либо была
разрушена, либо утонула слишком глубоко. Вспомнив, что Highlander и не
заявлен как внедорожник, испугавшись обломков брёвен, проглядывавших в
недрах этой болотины, и приметив узкую лесную дорожку (колею), уходившую
чуть ранее в сторону, я решил не искушать судьбу и вернулся на эту
лесную колею. Правда, чтобы на неё въехать, пришлось преодолевать
какой-то довольно-таки крутой и высокий песчаный вал, отделявший гать от
леса. Здесь я боялся сесть брюхом, но геометрической проходимости
автомобиля оказалось достаточно для этого, как сейчас понимаю,
несложного препятствия. Дальше выехали без проблем, открыв для себя в
соседнем лесу вдоль речки новые интересные места (в мемориз!).
Обратная дорога была, фактически, повторением дороги "туда”, только автомобиль стал более привычным, что-ли, понятным.
Пассажиры
в дороге тоже не сидели без дела: на разных дорогах и на разных
скоростях они перепробовали все варианты размещения - и на переднем
сидении, и на "галёрке”- 3-м ряду сидения. Стоит сказать, что моя жена
никаких неудобств на "галёрке” не испытывала и заявила, что на этом
месте "доехать до Питера? - Легко!”. При этом, сидя на 3-м ряду сидений
автомобиль воспринимается как очень большой, прямо-таки автобус. Внуку
третий ряд сидений понравился больше всего - сидя в своем кресле он не
задевал и не пачкал 2-й ряд сидений, ему никто не мешал заниматься там
своими делами - и всю обратную дорогу он просидел именно там,
категорически отказавшись от возвращения на 2-й ряд. Конечно,
разложенный 3-й ряд сидений существенно снижает вместимость багажа - за
задней стенкой остается расстояние ~30-35 см на уровне нижнего края
окна. Негусто... Но продольные регулировки первого и второго рядов
сидений могут позволить освободить достаточно места в ногах и часть
багажа разместить именно там, не сильно стесняя пассажиров.

И
в заключении, после возвращения в город, был устроен пробный заезд для
полного состава семьи - 6 человек. Все устроились весьма удобно и на
дальние поездки в этом автомобиле были согласны все.
Весь
тестовый пробег составил около 250 км. При этом в бак было залито 34
литра бензина АИ-95. При возвращении автомобиля уровень топлива был чуть
выше, чем при его получении, поэтому, я думаю, израсходовано было 30
литров топлива, т.е. средний расход за всю поездку составил 12
литров/100км.
Что
не понравилось: несколько раз салон заполнялся очень неприятным
запахом, как будто что-то перегрелось - это происходило либо при
движении с малой скоростью, либо при долгой остановке с работающим
двигателем. У меня были подозрения на климатическую установку (я
выставлял значения климат-контроля на 24-26 градусов); после того, как
заглушил двигатели, а потом снизил эти параметры до 22-23 градусов
неприятный запах больше не появлялся. На одном из форумов потом я
прочитал, что на этих машинах неприятный запах может исходить от
катализатора.
Ещё
не понравился головной свет фар. Вечером в дождливый день дорогу
освещали они не очень. Ксенон на автомобиле не предусмотрен. Неудобно
отсутствие на таком автомобиле автоматического отключения габаритов -
так недолго забыть их выключить и посадить аккумулятор. Как вариант, по
материалам форумов, в сервисе прошивают "скандинавский свет” и проблема
включения/выключения исчезает Однако, проблема освещённости остаётся.
Нет "датчика дождя” - странно.
Что
ещё не понравилось: всё-таки большой, огромный расход топлива. Бортовой
компьютер при движении по городу не показывал текущий расход меньше 17
литров/100км. После поездки по лесным дорожкам, лужам, бродам и грязевым
участкам стрелка уровня топлива как-то визуально тоже сильно
опустилась. А вот при движении по трассе на круиз-контроле со скоростью
97-99 км/ч по gps, мне удалось наблюдать на бортовом компьютере текущий
расход 9,8 л/100км! Однако, даже не очень интенсивный обгон превращал
это показание в значение 13 л/100км. Ну а попытка "притопить” поднимает
расход выше 20 л/100км.
Эксплуатационные
расходы тоже вызывают смятение и грустные чувства: одно зимнее колёсо
245/55R19 обойдётся примерно в 18 тыс. рублей. Годовая страховка КАСКО -
около 100 тыс. рублей - и это при том, что по данным страховых компаний
автомобиль не находится в группе риска по угонам и на него не применяют
повышающие коэффициенты. Транспортный налог при имеющемся двигателе 273
л.с. в Вологодской области составляет 273*150=40950 рублей. Правда,
есть обнадёживающая информация, что с нового года Toyota будет
поставлять на российский рынок этот автомобиль с дефорсированным до 249
л.с. двигателем, тогда транспортный налог на этот автомобиль составит
249*75=18675 рублей.
PS. Фотографии тестового автомобиля взяты на
Череповецком форуме "Гараж" из темы, посвящённой тест-драйву на этом же автомобиле.